Патриарх Варфоломей I объявил о назначении своими экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады. При этом он сообщил, что это сделано «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине».
Как известно, Русская православная церковь пока еще считает патриарха Варфоломея первым среди равных. Тогда получается, что главным православным храмом в мире является его резиденция в Стамбуле — собор Святого Георгия, бывший женский монастырь. Его и решил я посетить 31 августа, но сделать мне это не удалось: вход был закрыт из-за того, что там проходила встреча с патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Внимание привлекло то, что собор был огражден специальными барьерами, которые охраняли многочисленные полицейские. Более того к охране были привлечены подразделения специального назначения — так называемые «зеленые береты». Хотя казалось бы какая встреча может быть более мирной, чем встреча двух патриархов.
Вскоре выяснилась причина повышенных мер безопасности — стали появляться украинские хлопцы. Их было меньше двух десятков, но выглядели они крайне колоритно. У многих вышиванки были заправлены в шорты, что вызывало улыбку даже у турецких полицейских. Из-за своей малочисленности, а также из-за многочисленности полиции, от скандирования своих традиционных лозунгов про славу они воздержались.
Кроме националистов, присутствовали украинские журналисты и съемочная группа украинского телевидения. Такой интерес к встрече патриархов объяснялся тем, что на ней обсуждался вопрос признания так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Глава этой церкви Филарет (в миру — Михаил Денисенко) еще в начале перестройки был разоблачен как агент КГБ под оперативным псевдонимов «Антонов», награжденный 3 июня 1988 года орденом Красного Знамени. Интересно, что свое сотрудничество с чекистами он признал, а среди его разоблачителей был и так называемый священник-демократ Глеб Якунин, но это не помешало ему перейти пять лет спустя на службу в возглавляемую Филаретом церковь.
Свою раскольничью церковь орденоносец начал создавать сразу после того, как Поместный собор 7 июня 1990 года избрал патриархом Московским и всея Руси не его, бывшего тогда местоблюстителем патриаршего престола, а митрополита Ленинградского и Новогородского Алексия.
К тому времени на Украине уже появились раскольники, которые провозгласили себя Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Они утверждали, что являются церковью украинского народа, в то время как Украинский экзархат, возглавляемый Филаретом, является структурой Русской православной церкви (РПЦ).
Под предлогом борьбы с пропагандой раскольников Филарет убедил Архирейский собор РПЦ преобразовать экзархат в самоуправляющуюся Украинскую православную церковь (УПЦ), а сам он получил титул «митрополит Киевский и всея Украины».
24 августа 1991 года была провозглашена независимость Украины и ее президент (бывший вождь украинских коммунистов) Леонид Кравчук вместе с Филаретом выдвинули лозунг «Независимому государству — независимую церковь». Претворяя его в жизнь, 22 января 1992 года на Украинском совещании епископов было направлено обращение к синоду и патриарху РПЦ о предоставлении независимости УПЦ. Такой же документ имелся и в Совете по делам религий при правительстве Украины.
Для решения этого вопроса с 31 марта по 5 апреля 1992 года в Москве был созван Архирейский собор РПЦ. На нем даже украинские митрополиты отказались от идеи независимости УПЦ и заявили, что свои подписи под обращением они поставили под давлением Филарета и потребовали его отставки.
«Прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового предстоятеля Украинской православной церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведен, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий своим указом утвердит нового предстоятеля», — взмолился Испуганный Филарет.
Более того, Филарет здесь же на соборе в присутствии высших православных иерархов поклялся на кресте и Евангелии, что сложит свои полномочия, как только соберется собор УПЦ. Однако уже 7 апреля 1992 года, вернувшись в Киев и заручившись поддержкой украинских властей, Филарет заявил, что Архирейский собор был незаконным, а его клятва — вынужденной, и потому он будет главой УПЦ до конца своих дней, так как «дан Богом украинскому православию». Никаких фактов в подтверждение своего заявления он не привел.
27-28 мая 1992 года в Харькове состоялся собор УПЦ, на котором Филарет был освобожден от обязанностей главы УПЦ, а новым митрополитом Киевским и всея Украины был избран Владимир (Виктор Сабодан). С Филаретом осталась лишь небольшая группа его единомышленников, но на его стороне были власти Украины, которые и спасли его от полного краха.
Когда делегация УПЦ прибыла в его резиденцию, чтобы принять дела, то путь ей преградила милиция, то же самое произошло и в главном храме УПЦ — Кафедральном Владимирском соборе. Сохранил Филарет и контроль над финансами церкви, хотя это было грубым нарушением даже украинского законодательства. Более того, Президиум Верховной рады объявил собор в Харькове незаконным и даже неканоническим. Это сделал парламент страны, где в конституции записано, что церковь отделена от государства.
Филарет неожиданно заявил об объединении с раскольниками из УАПЦ, с которыми он яростно боролся несколько лет тому назад. 26 июня 1992 года было объявлено о появлении Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), при этом ее главой был провозглашен патриарх УАПЦ Мстислав (Степан Скрыпник), племянник Симона Петлюры. Филарет смог стать патриархом только в октябре 1995 года.
Сразу после появления новой церкви на священников по всей Украине стало оказываться административное давление, чтобы они переходили под ее юрисдикцию. Церковь различными способами поддерживали и рекламировали украинские власти, только ее представителей приглашали на государственные мероприятия. И происходило это в 1992 году, когда с высоких киевских трибун еще звучали речи о нерушимой дружбе между братскими народами. Однако они не мешали ни воровать наш газ, ни разрушать нашу церковь.
Так продолжается до сих пор. Филарет в долгу не остается и честно отрабатывает господдержку. Он одобряет действия властей по героизации фашистских пособников, дискриминации русскоязычного населения, разрыву всех отношений с Россией. Все сильнее в возглавляемой им церкви раздаются голоса о причислении к лику святых Степана Бандеры и Романа Шухевича. В марте 2015 года Филарет высказался по поводу военных действий в Донбассе.
«В чем заключается правда и где корень зла? Корень зла находится в тех людях, которые живут в Донбассе, и тех, которые находятся в Москве, — говорил Денисенко. — В чем ложь тех сепаратистов, живущих в Донбассе? Неправда в том, что они не признают, что Донбасс — это веками украинская земля. И там жили и живут украинцы. Можно ли, защищая свою землю, убивать, лишать жизни? Является ли это убийством? Нет, братья и сестры, это не есть убийство. И это не является нарушением заповеди божьей. Мы не нарушаем заповедь божью «не убий», когда защищаем свою землю».
Впрочем, как говорится: кому война, а кому — мать родная. С начала войны, опираясь на настоящих и бывших бойцов национальных батальонов, УПЦ КП захватила 40 храмов, принадлежащих УПЦ Московского патриархата (УПЦ МП). Также было предпринято еще 29 неудачных попыток. Украинские власти и международные правозащитные организации никак не отреагировали на эти вопиющие факты захвата чужой собственности, зато их возмущение вызвало то, что в Москве закрыли библиотеку украинской литературы, которая содержалась на деньги РФ.
Интересно, что Филарет, постоянно возмущаясь деятельностью на Украине УПЦ МП, сам пытается распространить деятельность своей церкви на территорию России. Так как не один российский священнослужитель в здравом уме в его церковь не перейдет, то приходится ему довольствоваться теми, кого за пригрешения выгнали из РПЦ.
В 1995 году Филарет провозгласил создание Русской православной церкви Киевского патриархата (РПЦ-КП) и назначил трех ее епископов. Все трое так называемые попы-расстриги, изгнанные из РПЦ.
Один из них Адриан (Валентин Старина) поставил своеобразный рекорд. Вначале его изгнали из РПЦ за сексуальное домогательство в отношении подростков, затем — из Русской Зарубежной Церкви за «тяжкие моральные преступления и беззакония, невозможные в церковной ограде» и, наконец, — из Русской православной свободной церкви «за нарушение апостольских правил и святоотеческих установлений».
В своей четвертой церкви он прославился тем, что 19 декабря 1996 года в Богоявленском соборе подмосковного города Ногинска совершил коронацию «российского императора Николая III» — известного в монархических кругах самозванца Николая Дальского, утверждавшего, что он сын царевича Алексея.
«Государь император» в долгу не остался и вскоре издал манифест о запрете деятельности РПЦ, а государственной церковью империи провозгласил УПЦ КП. Самое забавное в этой веселой истории то, что Адриан утверждает, что короновал «императора» он с благословения Филарета.
В апреле 2005 года он подал президенту Украины Виктору Ющенко список врагов украинского народа, в котором были иерархи УПЦ МП. Они делились на «предателей украинского народа» и «инородцев». Сам по себе такой документ является основанием для возбуждения уголовного дела за разжигание религиозной и национальной розни по украинскому законодательству. Но для тех, кто ненавидит Россию, на Украине закон не писан, и Адриан был награжден Ющенко орденом «За заслуги».
В мае 2017 года Филарет решил, что русские недостойны иметь свою церковь, даже подчиняющуюся Киеву и переименовал РПЦ КП в Русский экзархат УПЦ КП. Его возглавляет архиепископ Иоасаф (Валентин Шибаев), изгнанный из РПЦ в феврале 1997 года. О существовании такого экзархата подавляющее число верующих России даже и не подозревают.
Да и на Украине, несмотря на всестороннюю государственную поддержку, террор бандеровцев и постоянную пропаганду во всех государственных СМИ, УПЦ КП так и не удалось стать крупнейшей православной церковью страны — ею по-прежнему остается УПЦ МП. Кроме того, ее не признает ни одна официальная каноническая православная церковь.
УПЦ КП поддерживает контакты только с такими же раскольниками, как и она сама. Это так называемые Черногорская и Македонская православные церкви. Глава последней архиепископ Стефан (Стоян Веляновски) регулярно привлекает своими действиями внимание всего Балканского полуострова.
То он запретит своим священнослужителям иметь страницы в Facebook, то объявит своего представителя в Австралии еретиком и на этом основании потребует у проживающих там македонцев заново пройти обряды крещения и венчания и, соответственно, снова заплатить таксы. У австралийских македонцев сразу возник вопрос: как быть с обрядом отпевания? Надо ли выкапывать из земли гробы с усопшими?
Для вывода УПЦ КП из международной изоляции ее глава — бывший агент КГБ «Антонов» — обратился за помощью к бывшему лейтенанту турецкой армии Архондонису. Да, тот кто называет сейчас себя Вселенским патриархом Варфоломеем в 1961–1963 годах служил офицером в турецкой армии. Потом он еще пять лет учился в Папском восточном институте в Риме, читал лекции в Папском Григорианском университете в том же городе.
В Турции, чьим гражданином он является, он не имеет права называться Вселенским патриархом, так как согласно Лозанскому договору 1923 года, подписанному с Турцией семью государствами, он является всего лишь главой православных греков, проживающих в Стамбуле, а их после греко-турецкого обмена населения и греческого погрома в Стамбуле 1955 года осталось всего около 3 000.
Это подтвердил и Высший апелляционный суд Турции своим решением от 26 июня 2007 года. Таким образом в стране, где находится его резиденция, патриарх Варфоломей имеет меньше политического влияния, чем главный шаман чукчей в России. К слову, чукчей в России около 16 тысяч.
Называться Константинопольским патриархом ему тоже не позволяет закон Турции от 28 марта 1930 года, согласно которому крупнейший турецкий город можно называть только Стамбулом. Да и здравому смыслу это противоречит: Константинополь исчез в 1453 году, а его патриархи живут по сей день.
Религиозная организация, которую возглавляет Варфоломей утверждает, что она была основа в 38 году апостолом Андреем Первозванным, и с тех пор власть передавалась от одного иерарха к другому. Однако в 1453 году патриарх Григорий III покинул Константинополь еще до начала турецкой осады и жил шесть лет до своей смерти в Риме, так как еще в 1439 году признал главенство Папы Римского над собой. С тех пор почти 500 лет все патриархи избирались или по указанию или с согласия турецкого султана. Первым был избран по указанию султана патриарх Геннадий II в 1453 году.
Именно заключение унии с католической церковью, предусматривающее подчинение ей, и стало причиной отделения РПЦ от Константинопольской церкви и ее фактической независимости — автокефалии в 1448 году. Парадоксально, но именно захват Константинополя турками избавил находящуюся там церковь от подчинения католикам. По требованию султана уния была разорвана.
Более того, благодаря туркам патриархам из Стамбула удалось даже расширить контролируемую территорию, так как по указу султана Болгарская и Сербская патриархии были ликвидированы, а их приходы перешли в прямое подчинение им. Не случайно, например, в болгарских учебниках истории говорится, что страна находилась 500 лет под турецким игом и греческим духовным угнетением.
Патриарх Иеремия II с согласия султана в 1589 году издал Уложенную грамоту, в которой признал автокефалию РПЦ и дал ей право избирать патриарха. Взамен РПЦ была вынуждена признать подчинение ему приходов на Украине, которая тогда входила в состав Речи Посполитой.
Однако после вхождения Левобережной Украины в состав Российского царства патриарх Дионисий признал в 1686 году переподчинение Киевской митрополии РПЦ. Сейчас представители патриарха Варфоломея утверждают, что это переподчинение было временным, однако в грамоте патриарха Дионисия слово «временно» отсутствует.
В XIX веке страны Балканского полуострова стали завоевывать независимость от Османской империи и сразу после этого создавать свои православные церкви. Патриархов, чья резиденция находилась недалеко от султанского дворца, считали марионетками и пособниками турецких поработителей, поэтому подчиняться им не хотели даже их сонародники греки. До сих пор в Греции своя автокефальная Элладская православная церковь, а у греков на Кипре — Кипрская православная церковь.
После революции в России произошел раскол в РПЦ. От нее отделилась Российская православная церковь, более известная как обновленческая. Ее деятели не признавали власть патриарха Тихона (Василий Беллавин), зато признавали Советскую власть. Та отвечала им взаимностью, и в 1922–1926 году обновленцы считались единственной законной православной церковью в СССР.
Солидарность с большевиками продемонстрировал патриарх из Турецкой республики Григорий VII, который сразу признал обновленцев поместной автокефальной церковью, а патриарху Тихону отправил письмо с предложением сложить полномочия. К счастью, к 1946 году все обновленцы вернулись в РПЦ, и проблема была решена.
Поддерживали в Стамбуле и других раскольников. Когда после гражданской войны Эстония и Латвия получили на 20 лет независимость, то под давлением властей из приходов РПЦ в этих странах были созданы православные церкви, которые объявили о разрыве с патриархом в Москве и о своем подчинении патриарху в Стамбуле, который тут же их и принял под свое руководство, которое продолжалось до 1940 года.
Распад СССР открыл широкие возможности для раскольников во всех бывших республиках. Тут можно только поражаться долготерпению и всепрощению РПЦ. Филарет был предан анафеме только в 1997 году, хотя сделать это можно было еще в 1992 году — после нарушения им клятвы перед Архирейским собором.
В 1996 году эстонские власти зарегистрировали Эстонскую апостольскую православную церковь, куда вошла часть приходов РПЦ. Новая церковь сразу заявила о разрыве с Москвой и переподчинении Стамбулу, и, разумеется, бывший лейтенант НАТО Димитриос Архондонис принял их. Несмотря на усилия властей Эстонии, поменяли церковь всего 7 000 верующих. Преимущественно это были православные эстонцы. С РПЦ тогда остались более 100 тысяч человек. Синод РПЦ в знак протеста принял решение о прекращении общения с коллегами из Стамбула, однако через три месяца оно почему-то возобновилось.
В 2006 году епископ Василий (Альфред Осборн) увел из РПЦ под юрисдикцию патриарха Варфоломея часть верующих и приходов Сурожской епархии, которая находится на территории Великобритании и Ирландии. Очередное церковное мародерство снова осталось безнаказанным.
Патриарх Варфоломей любит объявлять, что он является хранителем канонов православия. Однако при этом он умалчивает, что поддержка раскольников другой церкви и принятие их в свою были запрещены еще вторым Вселенским собором в Константинополе в 381 году. Тогда же было запрещено любое вмешательство в деятельность церкви на ее территории: епископ не имеет права даже посетить чужую епархию без приглашения.
Что касается Украины, то первоначально патриарх Варфоломей категорически не признавал церковь, созданную Филаретом.
«Патриарх Варфоломей I официально провозгласил, что Вселенский патриархат признает только одного канонического митрополита Киевского, Его Высокопреосвященство Владимира (Сабодана), митрополита Киевского и всея Украины», — сообщалось в его официальном коммюнике во время его визита в Россию в июле 1993 года.
«На Украине в последнее время некоторые, уходившие в раскол, возвращаются в лоно Московского патриархата. Пускай они не колеблются, но присоединяются к канонической церкви, которая является кораблем спасения», — заявил он во время своего следующего визита в мае 2010.
Он делал аналогичные заявления многократно и в последующие годы.
Смену его позиции в этом году многие политологи объясняют тем, что он находится не только в административной зависимости от Турции, но и в финансовой — от США. Действительно, патриарх Варфоломей любит называть себя главой 300 миллионов православных во всем мире.
Но, во-первых, по самым оптимистичным подсчетам, православных в мире не более 227 миллионов, во-вторых, прихожанами его церкви, за счет которых она существует, являются только около пяти миллионов человек. Для сравнения: к РПЦ себя причисляют около 120 миллионов.
Из пяти миллионов паствы патриарха Варфоломея больше половины людей проживают в США. Именно от властей этой страны зависит выдачи разрешений на открытие приходов, предоставление им налоговых льгот, разрешение на работу в школах и т. д. и т. п. Очевидно, это и стало причиной того, что патриарх делает противоположное сказанному раньше и при этом нарушает каноны православия.
Косвенным подтверждением этого является то, что предоставление автокефалии УПЦ КП поддержало правительство США. 11 сентября 2018 года об этом заявил на встрече с президентом Украины Петром Порошенко посол США по особым поручениям Сэмюэль Браунбек. Американские власти явно хотят в дополнение к войне гражданской развязать на Украине войну религиозную.
Патриарх Варфоломей идет не только на подрыв отношений с РПЦ, но фактически — на раскол всего православия. Уже его действия осудили 11 из 14 автокефальных православных церквей. Церкви не одобряют поддержку и признание раскольников не только из-за нарушения канонов, но и потому, что они в любой момент могут появиться и у них.
Причем для этого не обязательно нужен развал страны или изменение государственных границ. Пример Болгарии, где с 1992 по 2012 годы действовали раскольники Альтернативного синода, показывает, что это может случиться внезапно и в мирное время. Единственное, на чью поддержку может рассчитывать патриарх Варфоломей, — это Румынская Православная Церковь. Она давно пытается захватить приходы РПЦ в Молдове.
РПЦ резко отреагировала на действия патриарха Варфоломея.
«Константинопольский патриархат теперь уже открыто встал на тропу войны, — заявил Митрополит Волоколамский Иларион (Григорий Алфеев). И это война не только против Русской церкви, не только против украинского православного народа. Это война, по сути дела, против единства всего мирового православия.
И если этот, я бы сказал, подлый и вероломный проект будет доведен до конца, большинство православных верующих Украины не примет эту автокефалию. Русская православная церковь не примет это решение. Мы будем вынуждены разорвать общение с Константинополем, и тогда уже Константинополь не будет иметь никаких прав на то, чтобы претендовать на лидерство в православном мире.
Сейчас Константинопольский Патриархат позиционирует себя как своего рода лидер трехсотмиллионного православного населения планеты, патриарх Константинопольский воспринимается как чуть ли не православный папа. Но, по крайней мере, половина от этого трехсотмиллионного населения больше не будет его признавать даже первым в семье православных церквей. Я думаю, что за это деяние патриарх Варфоломей будет нести личную ответственность перед судом Божьим и перед судом истории».
Очень хочется надеяться, что на этот раз противодействие стамбульскому иерарху не ограничится только словами.