Есть здания с трудной судьбой и дурной репутаций. О некоторых домах даже говорят, что они приносят несчастье и гибель. Редакция «Дома» подготовила восемь историй о самых «проблемных» постройках России.
Дом на набережной, Москва
Знаменитый дом на Берсеневской набережной (дом 20) был построен в 1930-е годы на месте винно-соляных складов. Жила в нем советская элита: партийные деятели, ученые, артисты и высокопоставленные госслужащие. Среди них — Лаврентий Берия, Никита Хрущев, маршал Михаил Тухачевский, поэт Демьян Бедный и кинорежиссер Григорий Александров.
Ансамбль был дополнен Московским государственным театром эстрады и специальными парковыми зонами. Дом являл собой пример настоящего идеала новой жизни, но с началом репрессий жильцы стали один за другим загадочно исчезать. Аресты влекли за собой самоубийства и выселения «членов семей врагов народа», как официально именовались тогда родственники и дети жертв сталинских чисток.
Еще одна особенность — нежилой 11-й подъезд. Многие считают, что из его помещений сотрудники НКВД вели слежку за обитателями квартир.
Нынешние жители дома рассказывают легенду о духе дочери некоего арестованного командарма, которая не пускала в свою квартиру сотрудников НКВД, угрожая застрелить их. Тогда в квартире отключили воду, свет и телефон, практически замуровав девушку в помещении, и она умерла от голода. Впрочем, подобных мифов о доме на набережной слагается немало.
Стадион «Крестовский», Санкт-Петербург
Строительство стадиона на Крестовском острове началось в 2007-м, через три года после того, как власти Санкт-Петербурга заключили соглашение о сотрудничестве с «Газпромом». Автор проекта 50-тысячной арены — японский архитектор Кисе Курокава.
На первом этапе работ городская администрация отказалась брать под контроль застройку территории, а «Газпром» отстранился от проекта.
В 2008-м, 2010-м и 2013 годах первоначальный макет видоизменяли. Первым подрядчиком строительства была компания «Синтез-СУИ», которая вызвалась возвести стадион к 2009 году за 6,7 миллиардов рублей. Однако в 2008-м проект изменили и усложнили, увеличив его стоимость до 23,7 миллиардов рублей. Подрядчики сменялись в связи с изменениями проекта и множеством других факторов.
В проекте выявляли все новые ошибки, а печально известный объект не переставал строиться. В апреле на стадионе обнаружились проблемы с газоном, не позволявшие комфортно проводить футбольные матчи. 7 мая тут состоялась встреча «Зенита» с «Тереком», и болельщики увидели полуоблысевшее поле, в которое в прямом смысле слова проваливались игроки.
Кроме того, протекала крыша стадиона. Вдоль фанатского виража лилась вода, а в подтрибунных помещениях с течью пытались справиться старым проверенным способом — с помощью пластмассовых ведер.
Сейчас многие эксперты уверены, что достроить стадион и устранить все недочеты возможно только к сезону 2019/20 годов.
Долгострой на Бахметьевской, Саратов
Недостроенный дом между улицами Бахметьевская и Горького в Саратове снискал печальную известность из-за гибели подростков, которые забирались на верхние этажи и падали с высоты. Здание заложили в далеком 1997 году по заказу Саратовского государственного аграрного университета.
В течение семи лет работы велись на средства ООО «Биос» и дольщиков. В 2009 году проект обанкротился, ущерб оценили в 46 миллионов рублей, а готовое на 75 процентов здание объявили самовольной постройкой.
В 2013 году суд признал право собственности на объект за конкурсным управляющим. Здание неоднократно пытались продать, сначала за 150 миллионов, потом за 10,5 миллионов рублей, но безуспешно. Стройка законсервирована.
Из-за многочисленных трагедий с упавшими с высоты детьми и подростками дом на Бахметьевской местные жители назвали «застроем-убийцей». В 2014 году, например, из-за отсутствия ограждения территории с крыши сорвался 19-летний студент.
Через год в шахту лифта многоэтажки упала 15-летняя школьница. А в 2016-м на крыше не удержался подросток, который занимался экстремальными видами спорта.
Ховринская заброшенная больница, Москва
Ховринская заброшенная больница (ХЗБ, как ее называют в народе) находится на улице Клинская, на севере столицы. Строительство больницы на 1300 мест началось в 1980 году, но через пять лет остановилось. Причин называлось несколько, самые распространенные — банальная нехватка средств и близлежащие подземные воды, грозящие зданию разрушением.